ГлавнаяСовременный кинотеатр. Что это такое...

Современный кинотеатр. Что это такое...

ПОГОВОРИМ... ПРО КИНО

Оборудование для киноСегодня структура крупных торговых центров в целом определена. Во многих из них, кроме бутиков, детских игровых комнат, кафе, баров и ресторанов, конечно же, есть современный многозальный кинотеатр. Почему многозальный, наверное, понятно: предполагается большой репертуар и возможность выбора наиболее удобного времени сеанса. А вот что такое «современный» и на что следует обратить внимание при проектировании кинотеатра, попробуем разобраться... 

КАК ЭТО БЫЛО...

В 1895 году французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф» и 22 марта этого же года устроили в Париже первый в истории киносеанс. Они показали узкому кругу друзей коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». Однако днем рождения кино станут считать 28 декабря, когда на бульваре Капуцинов братья представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», принесший 33 франка чистой прибыли. Зрители восприняли кадры фильма, узнавая в них самих себя. Но демонстрация поезда заставила их вскочить с мест в страхе получить травмы или быть задавленными двигающимся на них поездом. В России кино началось с показа этих же картин и работ отечественных операторов В. Сашина и А. Федецкого, снявших ряд хроникальных сюжетов. Первые сеансы прошли уже в мае 1896 года в Петербургском саду «Аквариум» и в Московском театре оперетты «Эрмитаж». Первый же настоящий кинофильм, посвященный Степану Разину, был создан режиссером В. Ромашковым в 1908 году под названием «Понизовая вольница».
Безусловно, качество изображения и звука оставляло желать лучшего. Пришлось сделать немало технологических открытий, чтобы небольшие залы с местами для сидения превратились в ультрасовременные мультиплексы.

ДАЙТЕ ЗВУК!

В результате многолетней эволюции сегодня самой совершенной системой звуковоспроизведения в кинотеатрах считается DOLBY DIGITAL EX. Звук воспроизводится тремя фронтальными, четырьмя тыловыми и одним саб-низкочастотным каналом. Специалисты считают, что дальнейшее увеличение числа воспроизводимых каналов не даст ощутимого эффекта. Поэтому сегодня систему DOLBY DIGITAL EX вполне можно считать стандартом на еще достаточно продолжительное время. Сердцем современной звуковой системы служит процессор DOLBY CP - 650. В зависимости от модификации, процессор может иметь дополнительные каналы, встроенные кроссоверы и другие возможности. Выбор колонок и усилителей - дело вкуса, уровня кинотеатра и размеров кошелька заказчика. Общая стоимость звуковой системы размещается в ценовом диапазоне от семисот тысяч до нескольких миллионов рублей.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЗВУКОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Вспомогательное звуковое оборудование обязательно даже при наличии в кинозале современной многоканальной системы звуковоспроизведения фонограммы кинофильма. Система вспомогательного звукового оборудования обеспечивает:
● воспроизведение музыки в зале, фойе, игровых комнатах, ресторанах, кафе, снаружи у входа в кинотеатр;
● работу двух или трех микрофонов на сцене кинозала;
● работу микрофона в фойе кинотеатра для проведения каких-либо мероприятий;
● работу микрофона из киноаппаратной для подачи объявлений;
● работу переводчика фильма, например, при проведении фестивалей, когда не используются дублированные или субтитрированные копии фильма.
Плюс ко всему с помощью дополнительного звукового оборудования можно воспроизводить различные мелодичные звонки в зал, приглашающие зрителей на сеанс.

КИНОПРОЕКЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

С этим не все так однозначно. С одной стороны, кинопленка, используемая в кино более 100 лет, отлично зарекомендовала себя как качественный носитель киноизображения. С другой - наступает век цифровых технологий. Одни прогнозируют скорый переход публичного кинематографа на «цифру» и делают ставку на киноаппараты с возможностью переделки на цифровой носитель. Другие не торопятся и покупают более дешевые пленочные аппараты, не предвещая скорых революций. Ведь главный вопрос - о создании цифрового носителя для гарантированного долговременного хранения фильмов - пока не решен. Поэтому говорить о тотальном переходе на «цифру» преждевременно. Вероятно, какое-то время и та, и другая системы будут существовать параллельно. Ведь за традиционным кинематографом стоят еще и интересы крупных производителей кинопленки, химических компаний, производителей киноаппаратов и огромная сеть дистрибьюторов, занимающихся распространением фильмов по всей планете. Сегодня производством кинооборудования занимаются такие фирмы как KINOTON, CINEMECCANICA, CHRISTIE, BARCO, NEC, PREVOST. Они же и производят системы бесперемоточного показа: платтеры, монтажные столики и пр. Каждая киноустановка проектируется под конкретный зал. Стоимость оборудования для кинопроекции может составить от одного до двух миллионов рублей.

ЭКРАН - «ДЕЛО ТОНКОЕ»

Выбор киноэкрана является одним из существенных факторов качества кинотеатра и комфортабельности восприятия изображения для зрителя. К сожалению, отечественные экраны не соответствуют принятым международным стандартам по многим параметрам. Находясь между заэкранным громкоговорителем и зрителем, экран может существенно влиять на качество воспроизведения фонограммы кинофильма. Поэтому существуют серьезные требования к типам киноэкранов и их расположению относительно громкоговорителей. Современные киноэкраны обеспечивают высокое качество изображения за счет увеличения отражательных свойств экрана (различные «перламутровые» и другие покрытия). Немаловажную роль играет размер. Экран должен позволять без каких-либо ограничений проецировать все существующие форматы изображений (с отношением сторон от 1:1,66 до 1:2,35) и обеспечивать при этом оптимальный угол зрения. Как правило, рекомендуется достигать угла зрения для формата 1:2,35 в 45 градусов для зрителя, находящегося по центру зала в 2/3 длины зала от экрана и не менее 30 градусов для зрителя последнего центрального кресла. В этом случае комфортабельное восприятие изображения при максимально возможном количестве зрителей в кинозале будет обеспечено. При
проектировании зала также необходимо уделить серьезное внимание кашетам экрана и боковым предэкранным занавесям. Дело в том, что при воспроизведении фильмов в обычном формате (1:1,66) боковой занавес прикрывается до размеров изображения, перекрывая таким образом правый и левый каналы заэкранных громкоговорителей. Для того чтобы уменьшить нежелательные эффекты от такого прикрытия, необходимо изготавливать занавес из сертифицированных тканей. Наиболее известными марками являются HARKNESS HALL LTD и CINEMECCANICA.

ДА БУДЕТ СВЕТ!

При решении технических вопросов необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с освещением предэкранной сцены и зала. Тем более, если в кинотеатре предполагается проведение каких-либо творческих встреч, конференций. Как правило, в минимальном варианте освещение делается двухуровневым. Первый уровень - освещение занавеса экрана одним-двумя «заливающими» световыми приборами с каждой стороны сцены. Это освещение, пожалуй, необходимо в любом кинотеатре, потому что обычно верхнего освещения недостаточно для «заливки» занавеса сцены светом и она получается в темной нише, что отчасти раздражает зрителя отсутствием эффекта уравновешенности света. Второй уровень - освещение непосредственно предэкранного пространства сцены двумя-тремя прожекторами по каждой стороне из глубины зала (1/3 зала от экрана). Освещение в зале должно предусматривать:
● основное освещение зала с применением темнителей света для плавного включения и выключения основного света;
● дежурное, или «аварийное» освещение, которое должно питаться от независимого источника питания и обеспечивать освещение зала в случае аварии электропитания;
● подсветку выходов;
● подсветку пола вдоль стен, особенно если в зале есть ступени;
● подсветка ступеней по торцу (со стороны зрителя подсветки не видно, а со стороны экрана - заметно);
● подсветку номеров рядов и кресел;
Управление освещением производит дежурный администратор. Идеальный вариант, когда это управление выполняется как из киноаппаратной, так и из зала.

ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА

Выбор конструкции кресел может оказать значительное влияние на качество акустики, особенно в маленьких залах. Это становится очевидным, если встать у экрана и посмотреть на то, что «видят» громкоговорители. Основную часть звукового поля будут занимать кресла или, в лучшем случае, зрители, сидящие на них. Поэтому стоит выбирать кресла с достаточным демпфированием, чтобы они не давали отражений на экран. Если кресла имеют складывающиеся сиденья, желательно, чтобы нижняя поверхность их тоже была демпфирующей. В современном кинозале установка деревянных или пластиковых кресел, кресел с обивкой из кожзаменителя или иными сильно отражающими звук материалами вообще исключена. Кроме того, идеальное кресло при наличии в нем зрителя не должно существенно менять акустических свойств, то есть зависимость поглощения от частоты сигнала не должна меняться. В этом случае безразлично, какой процент зала будет заполнен зрителями, так как частотная характеристика будет неизменной. Существенное значение для выбора той или иной модели кресел имеет совокупность факторов, влияющих на восприятие зрителем экранного изображения. Это и расположение экрана, и геометрия зала, и конструкция пола. В этом смысле ступенчатая конструкция пола позволяет установить кресла с более высокой спинкой. Кресла с относительно низкой спинкой вполне подойдут, к примеру, для специализированного детского кинотеатра, но не будут удобны для посетителей «взрослого» кинотеатра и уж тем более элитного кинозала клубного типа. Среди молодежи особой популярностью пользуются так называемые love-seats - «кресла для влюбленных», представляющие собой кресла с откидывающимся назад подлокотником или сдвоенные кресла без подлокотника. Креслами с откидывающимся подлокотником можно оборудовать весь зал, повысив тем самым его привлекательность не только для молодежи, но и для полных людей. Или ограничиться несколькими последними рядами, выделив «молодежную» зону. Как показывает опыт, несмотря на то, что цены билетов на эти места несколько выше, они пользуются большой популярностью. В центре зала, по центру в 2/3 длины зала от экрана, располагаются так называемые VIP-места - это зона наиболее оптимального восприятия фонограммы фильма и удобства восприятия изображения на экране. Ширина этой зоны зависит от акустических и архитектурных особенностей зала. Современные кресла могут быть оснащены подстаканниками, встроенными системами трансляции перевода и другими аксессуарами, повышающими комфортность кинозала. Существует огромное количество вариантов обивочной ткани, различающейся по фактуре, дизайну и цветовой гамме. За счет цвета можно не только создать неповторимый интерьер кинозала, но и, используя кресла различной цветовой гаммы, визуально выделить каждую зону определенным цветом. При выборе типа кресел необходимо обратить внимание на способ их химической чистки: требуется ли демонтаж кресел или необходимо использовать специальные средства. Все кресла должны соответствовать нормам пожарной безопасности и иметь российский сертификат безопасности не ниже класса «5». Чтобы сориентироваться в выборе, можно посоветовать продукцию таких известных брендов, как BUROSIT, DESTRO S.P.A, «АУДИТОРИЯ СК», EUROSEATING, LINOSONEGO и др. Значительным фактором, влияющим на комфортабельность кинозала и соответственно на посещаемость кинотеатра, является расстояние между рядами. В этом вопросе необходим компромисс между количеством зрительских мест и удобством для зрителя. Узкие проходы создают значительные неудобства и вызывают раздражение сидящих зрителей, когда другие зрители проходят к своим местам. В тоже время слишком широкие проходы существенно уменьшают количество зрительских мест. Вот почему в кинотеатрах, оборудованных многоканальными системами воспроизведения фонограмм, отсутствуют центральные проходы по залу: центральная ось зала наиболее оптимальна для восприятия звукового и изобразительного ряда кинофильма.

КАССОВЫЙ ЦЕНТР

Перефразируя известный лозунг, можно сказать, что кинотеатр - это учет. Менеджеру кинотеатра необходима оперативная информация о проданных билетах за день, за месяц, по сеансам, фильмам, местам в зале. Все эти данные в дальнейшем используются для финансового анализа и планирования деятельности кинотеатра. Если к этому прибавить продажу льготных билетов для различных категорий зрителей, предварительную продажу и систему предварительных заказов, то необходимо устанавливать расчетно-кассовый центр. В нем заинтересована как налоговая инспекция, справедливо требующая отчетности по выручке, так и менеджеры, активно борющиеся с поддельными билетами. В тоже время зритель не хочет выстаивать очередь и ждать, пока кассир вручную оформит билеты. Кассовый центр можно совместить с автоматическим контролем, как это происходит в метро. Такой подход особенно актуален для мультиплексов с большой пропускной способностью залов. Хотя здесь возникает еще один принципиальный вопрос - суметь организовать контроль билетов непосредственно перед залом. Предоставляя свободу выбора, зритель может без особых задержек пользоваться всеми «прелестям» кинотеатра, оплачивая их по отдельности.

КИНОТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ

Немаловажным фактором организации комфорта для зрителя является наличие гардероба. Психологически гардероб превращает поход в кинотеатр в событие. В большей степени это ценят особенно женщины, для которых приятно «выйти в свет». При расчете пропускной способности гардероба необходимо иметь в виду, что посетителей кинотеатра может быть больше, чем зрительских мест в зале: посетители точек питания, оставшиеся после окончания фильма, зрители и ожидающие следующий сеанс.
Гардероб понадобится и в том случае, если в кинотеатре планируется проведение каких-либо встреч, презентаций и фуршетов. Если кинозал - это сердце кинотеатра, то фойе, безусловно - его лицо. От того, насколько удобно расположено фойе и как привлекательно оно оформлено, зависит первое впечатление зрителя. Для разработки дизайна лучше всего положиться на профессионалов в этой области - дизайнеров и архитекторов. При наличии свободного места кроме точек питания в фойе можно расположить телевизоры-мониторы с рекламой фильмов или музыкальными клипами, игровые автоматы, выставки, электронные казино, торговые точки-киоски по продаже видеокассет, плакатов, книг, постеров. В кинотеатрах, специализирующихся на семейных просмотрах, неплохо организовать детские комнаты, куда можно привести ребенка и оставить его под присмотром воспитателя на все время просмотра. Особенно выгодно, если будет сохранена «киношная» тематика или тематика демонстрируемого фильма. Например, на детских сеансах хорошо продавать игрушки.

ОБЩЕПИТ

Наличие в кинотеатре современных точек как традиционного, так и быстрого питания является неоспоримым атрибутом современного кинотеатра. Важно достичь такого уровня комфорта в этом вопросе, чтобы кинотеатр стал для зрителя не только местом просмотра фильмов, но и местом общения. Например, можно договориться с местными предприятиями, поставляющими «поп-корн» и «Кока-колу», на посуде сделать фирменную маркировку кинотеатра или ближайшей премьеры и т.д. При расчете точек питания стоит обратить внимание на то, что большая часть зрителей имеет в запасе не более тридцати минут на то, чтобы «выпить и закусить». В этот период система питания должна работать в экстремальном режиме. Во многих кинотеатрах во время демонстрации разрешается проходить в зал с едой: существуют специальные модификации кресел с подставками под стаканы.

КОМНАТА «РЕЛАКСАЦИИ»

Знаменитая фраза о том, что о цивилизованности общества можно судить по состоянию общественных туалетов, применима и для кинотеатра. Думаем, что нет необходимости останавливаться на этом вопросе подробно. Хотим лишь акцентировать внимание, что наличие достаточного количества современных туалетов и курительных комнат повышает комфортабельность кинотеатра. Нельзя не учитывать, что, во-первых, часть зрителей - это потенциальные посетители кафе, баров и ресторанов кинотеатра, а, во-вторых, что посетителей в самом кинотеатре может быть больше, особенно в перерывах между фильмами.

ЧТОБЫ ЛЕГКО ДЫШАЛОСЬ

Вопросы вентиляции кинозалов и кинотеатра в целом необходимо решать именно в период проектирования кинотеатра, так как исправление ошибок после завершения отделки и запуска кинотеатра без больших дополнительных затрат практически невозможно. При установке вентиляционной системы учитываются климатические условия региона, уровень обогрева зала теплым воздухом, вентиляция киноаппаратной, курительных комнат и туалетов, кухонь и фойе кинотеатра. В зимний период обязательно устанавливаются тепловые завесы. Чистый теплый воздух в кинотеатре позволит зрителю чувствовать себя максимально уютно. Это особенно важно, если предполагается, что перед сеансом зритель должен оставлять свою верхнюю одежду в гардеробе.

НАРУЖНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Оно учитывается еще при разработке планов реконструкции кинотеатра. Сияющее внутри здание кинотеатра никто не заметит, если оно не будет привлекать внимание снаружи. Здесь, безусловно, необходим контакт дизайнеров и архитекторов с местными властями и главным архитектором района или города. Яркая реклама, полная информация о фильмах всегда будут привлекать зрителя. Большое значение играет наличие или отсутствие автомобильной стоянки. В центрах крупных городов проблема парковки зачастую ставит под сомнение вообще доступность кинотеатра для среднего класса зрителей. Идеально, если стоянка принадлежит кинотеатру и, например, при предъявлении использованного билета на фильм оплата за стоянку не взимается.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

Вопросы безопасности кинотеатра условно можно разделить на две группы: общественную безопасность посетителей и персонала и пожарную и охранную сигнализации. Вопрос общественной безопасности связан с обеспечением правопорядка в здании кинотеатра и на прилегающей к нему территории, в том числе на автостоянке. Недаром одной из причин снижения посещаемости кинотеатров в 1992-1996 годах стало именно отсутствие у зрителя ощущения безопасности. Для решения данного вопроса можно привлечь, например, студентов, которые будут осуществлять общий контроль за порядком в залах и других общих местах кинотеатра, а также небольшую группу сотрудников муниципальной или вневедомственной охраны. Что касается сигнализаций, то этот момент следует учесть также на этапе проектирования, а не задуматься о них в день открытия.

РЕЖИМ РАБОТЫ

В мультиплексе большое внимание уделяется созданию привлекательного имиджа и фирменного стиля заведения и его сотрудников. Зритель должен быть уверен в том, что ему всегда готовы предложить высокий уровень обслуживания, а само посещение мультиплекса должно вызывать устойчивую ассоциацию с особой благоприятной атмосферой отдыха и развлечения. Главное - соблюдать чистоту во всех помещениях кинотеатра, проводя уборку залов после каждого сеанса. А в плане поддержания имиджа советуем разработать для всех сотрудников мультиплекса форменную одежду. Удачного открытия!