Cеминар «СВЕТ. ЗВУК. ТЕХНОЛОГИИ 2018»
В Екатеринбурге завершился пятый (а стало быть юбилейный) семинар, организованный компаниями «Имлайт» и «Синсаунд-технолоджи» при поддержке Министерства культуры Свердловской области. В этом году он собрал больше 180 технических специалистов со всего Урала. Интерес к мероприятию, где своим опытом и знаниями делятся авторитетные профессионалы мира Prolight и Prosound, безусловно растет год от года. Кроме того, постепенно в свете реализации последних государственных программ меняется и статус самого события.
Первый обучающий день приготовил для гостей семинара разнообразную программу мероприятий. Перед тем, как слушатели разошлись по тематическим аудиториям, с приветственным словом выступил Олег Корчагин, депутат Законодательного собрания Свердловской области – заместитель председателя Комитета по промышленной, инновационной политике и предпринимательству.
Он подчеркнул важность этого практического семинара в реализации госпроектов в сфере культуры, в том числе и федерального проекта «Культура малой Родины», принятого единороссами. Одной из задач этого проекта является технологическое переоснащение сценических площадок малых городов.
Далее семинар продолжился сразу в двух тематических залах. Открыли первый учебный день Владимир Зверев, бренд-менеджер театрального освещения ТМ IMLIGHT (Киров), и Яков Кейлин, звукорежиссер Центра культуры «Урал» (Екатеринбург).
Яков Кейлин открывает наши семинары уже четыре года подряд. В этом году известный в регионе эксперт-практик, звукорежиссер Центра культуры «Урал» подготовил для аудитории почти трехчасовую программу.
Поскольку семинар собрал широкую аудиторию технических специалистов учреждений культуры с разным уровнем теоретической и практической подготовки, в водной части Яков Кейлин «повторил пройденное», вспомнив азы физики звука и сделав обзор основных инструментов работы звукорежиссера. Но основное внимание было уделено практическим вопросам работы со звуковыми комплектами.
![]() |
Яков Кейлин – звукорежиссер Центра культуры «Урал» "В этом году от участников семинара было много вопросов, связанных с работой в акустически неблагополучных помещениях. Иными словами — как настроить то немногое оборудование, чтобы получить приличную звуковую картинку. Так что существенная часть лекции была посвящена именно практическим решениям насущных проблем." |
В первый день мастер-класс для художников по свету начался с выступления Владимира Зверев, бренд-менеджера театрального оборудования ТМ IMLIGHT. В своем выступлении представитель российской торговой марки, выпускающей светотехническую продукцию, рассказал об «эволюции» светодиодных приборов. К слову, первые театральные LED-прожекторы ТМ IMLIGHT появились на рынке в 2013 году. Сегодня этот сегмент производства представлен несколькими линейками различного назначения — от дежурного до постановочного света. Гостям семинара были продемонстрированы новые модели прожекторов серий FRENELLED, ASSISTANTLED, PROFILED, с которыми также можно было познакомиться вживую.
![]() |
Владимир Зверев – бренд-менеджер театрального оборудования ТМ IMLIGHT "Сейчас мы ведем активную разработку новых моделей светодиодных театральных прожекторов, и уже можем представить новые приборы серии THEATRE LINE с микшером цвета с лаймовым светодиодом RGBL. Для создания этой серии приборов было закуплено специальное измерительное оборудование, позволяющее настраивать сбалансированные пресеты цвета, чтобы пользователю было удобно работать. Кроме того, новая линейка приборов отличается целым рядом преимуществ по сравнению с предыдущими моделями: улучшенная работа с белым цветом, высокая мощность, превосходящая в два-три раза мощностные характеристики прошлых серий, удобная настройка и "умные" функции – автономный режим работы с функцией сохранения яркости, выбор кривой регулирования или более плавного варианта работы диммера." |
Продолжил рассказ о LED-технологиях Константин Бинкин – один из центральных лекторов практикума.
Сегодня LED-оборудование «теснит» ламповые приборы во всех сферах сценического применения. Постепенно сдаются последние «бастионы» – театральные площадки, в том числе и Мариинский театр, где художник по свету Константин Бинкин поставил уже семь спектаклей, используя возможности светодиодной партитуры. На семинаре Константин делился своей практикой работы со светодиодным освещением на примере возможностей программного обеспечения пультов семейства ЕОS от ЕТС.
![]() |
Константин Бинкин – художник по свету (Мариинский театр, Большой театр, Екатеринбургский театр оперы и балета, Балет Москва) "Для начала скажу, что участие в таком семинаре и возможность поделиться своими наработками — очень интересный опыт для меня. Светодиодное оборудование становится все сложнее, в частности на рынке уже актуальны такие LED-прожекторы, как ЕТС Lustr+ с матрицей из семи цветов для создания широкой палитры оттенков. В лекционной части семинара я рассказывал, как можно быстро и легко смешивать данные цвета, а также показывал, какие функции и приемы есть внутри пультов семейства ЕОS, позволяющие любому художнику по свету добиться нужного результата с минимумом затраченных сил и времени, к чему, собственно, мы все и стремимся. Самое главное, что я пытался донести до слушателей — это то, что крайне важно понять сам принцип управления, и тогда, имея светодиодное оборудование любой сложности, вы сможете подобрать для себя решение, которое будет соответствовать и вашим задачам, и вашим возможностям." |
В рамках семинара «Свет. Звук. Технологии 2018» прошла презентация системы управления grandMA3 от компании МА Lighting. О возможностях новой системы, российская премьера которой состоялась этой осенью, рассказал Алексей Иньков – светодизайнер концертных и телевизионных программ и тренер по системам управления grandMA2/grandMA3.
![]() |
Алексей Иньков – светодизайнер концертных и телевизионных программ и тренер по системам управления grandMA2/grandMA3
"Первый вопрос практически в любой аудитории: «Сколько это стоит?», далее пользователей интересует доставка, и после этих насущных тем начинается практический разговор о том, как в grandMA3 реализованы эффекты, патч и прочее. На семинаре очень много было вопросов по эргономике пульта, органам управления. Слушатели порывались задавать вопросы прямо во время выступления. Вообще все прошло хорошо, было приятно, что зал слушал очень внимательно, заинтересовано - я это чувствовал. Организация семинара на самом высоком уровне, спасибо за это компании «Имлайт»! Я очень доволен, что удалось сделать такую презентацию и надеюсь, что участники семинара также остались довольны и удовлетворены новыми знаниями. А главная мысль, которую мне хотелось донести до аудитории, заключается в том, что технологии не стоят на месте, нужно двигаться вперед и дать достижениям прогресса помогать нам эффективно управлять световым оборудованием." |
Продолжил лекцию Олег Трусов – руководитель отдела звуковых технологий компании «Имлайт». Основной темой лекции, можно сказать, даже дискуссии, стали все возможные варианты оптимизации бюджетов, основанные на оптимизации технических решений, заложенных в необходимом пользователю оборудовании.
Как бы это странно ни звучало, но по мнению одного ведущих специалистов компании «Имлайт» в области звука одним из способов экономии средств является приобретение современного дорогостоящего оборудования. На ярких примерах новых приборов MARANI и VOLTA PRO
при помощи нехитрых математических расчетов было доказано, что ряд новых суперактуальных решений в конструировании звукоусилительного оборудования, несмотря на немаленькие цены в прайс-листе, в действительности обходятся пользователю значительно дешевле, нежели привычные недорогие конфигурации. Так новые линейные массивы VOLTA PRO RED LINE и VOLTA FLY LINE позволяют обходиться не только без единого внешнего прибора усиления и управления, но и в ряде случаев превращать массивы в классические системы для компактных мобильных комплектов. Безусловно эффективным во всех значениях этого слова является использование многоканальных усилителей мощности MARANI, рассчитанных на применение с высококлассными акустическими системами – мощнейшие встроенные FIR процессоры, адаптеры DANTE, огромная вариативность вариантов исполнения и использования – разрешают смотреть на усилители MARANI не просто как на банальные усилители, а как на современные универсальные рабочие станции.
Широкая дискуссия собравшихся развернулась в связи с частыми изменениями в регламенте регулирования в РФ выделения радиочастот для беспроводных устройств и микрофонов. Использование беспроводных систем с некоторыми техническими параметрами, допустимыми Законодательством РФ, делает процесс их эксплуатации весьма затруднительным, а сценическую работу очень проблематичной. Вероятно, одним из немногих выходов из данной ситуации может стать использование новейших цифровых радиосистем VOLTA PRO серии DIGITAL, в конструкции которой применен целый ряд абсолютно новых технических решений.
Говоря о новинках, был отмечен и новый компактный цифровой микшерный пульт DIGIMIX 20.8, созданный совместными усилиями CADAC, VOLTA и SoundKing. Новейшие микропроцессорные решения обработки, маршрутизации и управления звуковым трактом, основанные на применении самых производительных ЧИПов и оптимальных алгоритмов, позволяют говорить о DIGIMIX 20.8 как о крупной удаче производителя и большом выигрыше для пользователей.
В заключительной свободной беседе собравшихся прозвучал ожидаемый вывод: уровень современного оборудования может быть сколь угодно высоким, и чтобы соответствовать ему необходимо постоянное обучение, так как слабым местом в звуковом комплекте уже является не его отдельный компонент, а человек, занимающийся его настройкой и обслуживанием.
Второй день работы семинара-практикума «Свет. Звук. Технологии 2018» в «звуковой» аудитории открыл Анатолий Лившиц, кандидат технических наук, президент ГК «Акустик Групп».
С этой компанией, собравшей под своим крылом лучших профессионалов-акустиков, «Имлайт» связывают давние партнерские отношения и интереснейшие объекты — республиканские театры оперы и балета, драматические театры, киноконцертные и филармонические залы, а также органный зал в Пензе.
В своей лекции Анатолий Лившиц аккумулировал в некий «акустический минимум для звукорежиссеров» самый широкий диапазон специализированной информации по проектированию театрально-концертных площадок. От общих принципов построения акустического пространства залов, исходя из назначения и специфики, Анатолий Яковлевич перешел к примерам, популярно «разложив», какие известные залы с точки зрения архитектурной акустики являются эталонными, а в каких при строительстве были допущены ошибки. Конкретные живые примеры с разбором недочетов и вариантами исправления проблем еще раз подчеркнули, насколько важна архитектурная акустика в целостном представлении концертной или театральной площадки и что без соответствующих расчетов построить или реконструировать зал невозможно.
Выступление Анатолия Лившица вызвало самый живой интерес среди слушателей. После лекции в индивидуальных беседах было задано очень много вопросов по акустическим проблемам, существующим в залах Свердловской области.
В звуковом классе большой интерес аудитории вызвала лекция Владимира Рябенко, ведущего звукорежиссера Мариинского театра (Санкт-Петербург), авторитетного эксперта-практика в области звукозаписи и звукоусиления симфонических оркестров.
Как упоминалось выше, статус мероприятия растет год от года, и, продолжая традицию приглашать в качестве лекторов высококлассных специалистов, работающих на лучших театрально-концертных площадках России, этот семинар не стал исключением. Это коснулось не только класса для профессионалов-звуковиков, но и световой секции.
Глобальная реконструкция Государственного Академического Малого Театра России, безусловно, уже сейчас является исторически уникальным примером. Невероятно огромный массив строительных и инженерных работ в историческом здании театра, в том числе и инсталляция нового комплекса сценического оборудования (фронт ответственности компании «Имлайт»), был проведен в рекордные сроки и закончен значительно раньше установленных дат. Сегодня Малый театр работает с новой системой постановочного освещения и продолжает пополнять свой парк светотехническими новинками.
Именно этот опыт стал темой выступления Евгения Черных, начальника светотехнической службы ГАМТа, который рассказал участникам семинара, как это было, и на примере реконструкции одного из ведущих театров страны объяснил принципы формирования требований к оборудованию при его замене.
![]() |
Евгений Черных – начальник светотехнической службы ГАМТа
"Да, прежде всего я рассказывал о том, что сегодня установлено на нашей площадке, с каким световым оборудованием работают в Малом театре художники по свету. На примере парка светового оборудования ГАМТа я хотел показать не только типы оборудования, но и его возможные комбинации. Технологические решения, которые мы приняли у себя на площадке, и проблемы, с которыми мы столкнулись в процессе замены оборудования, поставленные задачи и достигнутые результаты — это главная информация, которую я пытался донести до слушателей." |
Двухдневный обучающий семинар завершился коллективной фотографией и неформальным общением. Участников практикума также ожидало подведение итогов и вручение удостоверений.
Выражаем искреннюю благодарность:
Пушкареву Андрею Викторовичу – генеральному директору компании ИМЛАЙТ
Борисову Сергею Владимировичу – генеральному директору ГАУК СО «СГОДНТ»
Цепелевой Марие – директору ОП «КПК»
Владимиру Рябенко – ведущему звукорежиссеру Мариинского театра, г. Санкт-Петербург.
Анатолию Лившицу – президенту компании «Акустик Групп», к.т.н., г. Москва.
Олегу Трусову – руководителю отдела звуковых технологий компании ТМ ИМЛАЙТ, г. Москва.
Якову Кейлину – звукорежиссеру Центра культуры «Урал», г. Екатеринбург.
Христолюбову Антону – специалисту по постановочному освещению компании ТМ Имлайт, г. Киров.
Евгению Черных – начальнику светотехнической службы Государственного Академического Малого Театра России, г. Москва.
Константину Бинкину – художнику по свету Мариинского театра, г. Санкт-Петербург, номинанту Национальной театральной премии «Золотая маска».
Алексею Инькову – светодизайнеру концертных и телевизионных программ, художнику по свету Сочинского Зимнего театра и творческого содружества CMYart, тренеру по системам управления grandMA2/grandMA3, специалисту представительства MA Lighting Россия, г. Москва.
Антону Полякову – художнику по свету г. Москва, автору светового оформления передачи «Прожекторперисхилтон», фестивалей «Park Live» и «Ласточка», концерта группы «Руки вверх» в Олимпийском и других проектов.
Владимиру Звереву – бренд-менеджеру светового оборудования ТМ ИМЛАЙТ, г. Киров.
Павелу Носкову – специалисту механического оборудования ТМ ИМЛАЙТ, г. Киров.
Игорю Пуликову – генеральному директору ООО «Синсаунд-технолоджи», г. Заречный.
… и всем участникам семинара.
Коллектив ООО «Синсаунд-технолоджи»
До новых встреч!










































































